Творческое мышление архитекторов в первые послевоенные годы было захвачено градостроительными проблемами небывалого масштаба. Многие города России, Украины. Белоруссии, лежавшие в руинах, предстояло восстанавливать заново. Общепризнанным в ходе таких работ стал принцип преобразования планировки – нередко укрупнялась сетка улиц, менялись масштаб и видовые связи новых доминант. Примерами таких полностью обновленных ансамблей могут служить Сталинград и Минск. Город уже практически стал рассматриваться как система, развивающаяся по единому замыслу. Утвердился ансамблевый взгляд и на городской квартал, требующий художественного единства. Подобное представление о Москве как едином городском организме лежало в основе решения о строительстве системы высотных зданий, принятого в 1947 году. Эти сооружения должны были составить ансамбль с Дворцом Советов, строительство которого прервала война. Своеобразными «откликами» на принципиально новое для Москвы высотное строительство стали отдельные комплексы вдоль главных магистралей. На Ярославском шоссе им стал жилой комплекс, возведенный в начале 50-х годов по правой стороне проезда (проспект Мира, 118-122; арх. И.И. Ловейко и другие). Он состоит из среднего 14-этажного и двух боковых 10-этажных корпусов с полузамкнутыми дворами. По углам основного среднего здания возвышаются башенки, что напрямую перекликается с композицией «высоток» на Котельнической набережной и на Смоленской площади. Строго симметрично к этому масштабному ансамблю на противоположной стороне шоссе возведены десятиэтажные жилые дома, даже отделкой первых двух этажей «перекликающиеся» с правой стороной. Заданный масштаб – в среднем 10 этажей – был выдержан в постройках 50-х годов практически на всем протяжении «парадной» части Ярославского шоссе (с 1957 года, в связи с проходившим в Москве VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов, участок шоссе до пересечения с Северной железной дорогой получил название «проспект Мира»). В 1951-1957 годах на Ярославском шоссе появился дом, построенный по проекту И.В. Жолтовского (проспект Мира, 184). Н-образный в плане, он выходит на «красную линию» выступающими 8-этажными крыльями-ризалитами, более высокие крылья обращены во двор. Основной 11-этажный корпус, отступая от проезда, образует курдонер (дворик). Напротив участка, на котором стоит здание, раскинулся зеленый массив комплекса ВСХВ. а сам он примыкает к долине реки Яузы, через которую переброшен величественный Ростокинский акведук. Вдоль нынешней улицы Бориса Галушкина был построен Алексеевский студенческий городок – ряд двухэтажных корпусов, а в непосредственной близости от «дома Жолтовского» сохранился «дом-коммуна» 1920-1930-х годов (проспект Мира, 186; арх. М. Гинзбург и С. Лисагор). В этом здании была воплощена идея «свободного выбора» формы жизненного уклада – привычный индивидуальный быт мог сочетаться с той или иной формой коллективного обслуживания. Идея была реализована путем соединения односекционпого пятиэтажного жилого блока с корпусом, в котором размещались клуб, столовая и прачечная. Увлечение «домами-коммунами» стало проходить по мере того, как налаживались юродские системы общественного обслуживания. В районе платформы Яуза (Будайская улица) был построен городок имени Моссовета, на Ярославском шоссе (улица Проходчиков) – городок Метростроя. Таким образом, окраинная застройка во многом продолжала осуществляться не по магистральному (как в центре), а по «штучному» или поселковому принципу. С другой стороны от «дома Жолтовского», на пересечении с улицей Бориса Галушкина, в 1968 году, уже в период господства совершенно иных градостроительных идей, был возведен 25-этажный дом из вибропрокатных панелей (арх. В. Андреев, Т. Заикин). В этом здании как бы развиваются принципы 17-этажного дома, построенного двумя годами раньше на пересечении проспекта Мира и Новоалексеевской улицы. Здесь также между улицей и домом разбит обширный сквер, та же конструктивная основа - вибропрокатные панели, и тот же архитектурный эффект некоей «ширмы», усиленный небольшой глубиной здания. Даже промышленные предприятия и научные учреждения па «парадном» участке проспекта Мира выдержаны в том же «десятиэтажном» модуле. Это и проектный НИИ с заводом (проспект Мира, 100), и Светотехнический институт, и институты «Тешюприбор» и «Гипромез». Если этажность зданий и не равна в точности десяти, их общий масштаб полностью соотносится с окружающими жилыми домами, которые практически все имеют внутренние дворы. Лишь два-три скверика выходят непосредственно па проспект. В 1949 году началась разработка второго Генерального плана реконструкции Москвы (Генплан 1951 года). Однако в середине 1950-х годов пришлось очень многое менять и в принципах формотворчества, и в выборе конструкций и материалов, и в градостроительном плане, где стали утверждаться свободная планировка, точечное расположение зданий, большее озеленение. В ноябре 1955 г. было принято печально известное постановление ЦК КПСС и Совмина «Об архитектурных излишествах».